Бхакти Мала Сентябрь 2005

Шри Датта Дьяна Маалика

Apaara saaram karunaavataaram
Jnaana pradhaanam vipulaartha daanam
Viveka pootam cha yashassametam
Prede subhaavam guru devam

Его сущность неизмерима. Он является воплощением сострадания. Он тот, кто дает все виды процветания и знания. Он - высшая степень вивеки (различения). Он - сборник легенд. Все это возможно благодаря тому, что он обладает благородными мыслями. Этому Гуру Даттатрее я предлагаю мои молитвы.

Капли нектара

Обезьяна…? Или Лев…?

"Обезьяна… Обезьяна… Обезьяна… ", - насмехались щенки шакалов.

Молодые обезьяны забеспокоились и прыгнули на ближайшую ветку дерева. Они чуть не потеряли равновесие и не упали на землю, но как-то восстановили равновесие и достигли дерева.

Щенки шакалов видели это все и захихикали еще больше. Естественно красные лица молодых обезьян стали еще краснее.

*****

"Лев… Лев… Лев…", - выкрикивали вороны. Детеныш льва, вышедший из своего убежища, горделиво огляделся. Щенки шакалов присели на пятки. Вороны улетели под защиту деревьев. Молодые обезьяны спрятались за ветками.

*****

"Ха… ха…ха… этот парень уже хочет иметь знание о Всемогущем! Почти страсть, в самом деле!!", - подсмеивались старшие ученики над младшим.

Молодой студент невинно смотрел на своего Гуру и спросил: " Сэр! Они говорят: 'весь мир - это воплощение Всемогущего'. Разве так трудно понять это?"

Гуру посмотрел на него строго. На какое-то время установилась неловкая тишина.

Наконец, Гуру сам нарушил тишину: "Зачем беспокоиться о мире? Реши, кто ты есть… обезьяна? … или лев?" Голос рокотал, как будто шел с другой планеты… из глубокой могилы.

Не ясно, услышал молодой ученик его или нет.

Его глаза оставались закрытыми в течение очень долгого времени.

Щедрость с различением

Sanchinoti dhanam samyak
Patreshwera dadaati cha
Vanchito naiva bhavati
Lakshanam tad vivekinah

(Смысл: Он хорошо зарабатывает. Он дает милостыню только действительно достойным. Он не поддается обману. Это характеристики человека с различением.)

"Я должен зарабатывать больше" - это естественное желание каждого человеческого существа.

Что должен человек зарабатывать?

Зарабатывать заслуги, деньги, силу, признание… и т.д.

Существует много таких желаний. Однако, большинство страстно желает денег и славы. Ирония в том, что если у человека нет заслуг (пунья), никакое из этих желаний не материализуется. Однако, человек, социальное животное, которым он является, не демонстрирует большого интереса в зарабатывании пуньи. Он сфокусирован на деньгах, признании все время. Как тогда его желания могут удовлетвориться? Существует ли выход из положения?

По своей природе Риши всегда думают о путях, следуя которым люди могут достичь успеха и совершенствовать себя в одно и тоже время. Приведенная выше Шукти является примером подобной благородной позиции Риши.

Итак, вы интересуетесь зарабатыванием денег. Хорошо. Вперед. Пусть успех будет с тобой.

Что имеется в виду здесь под успехом? Он имеет два значения. Первый - это "обильно заработать", второй - "заработать честно". Вместе, это означает "старайся изо дня в день и зарабатывай больше честно".

Однако те, кто стремится день и ночь к деньгам, не находит время радоваться тому, что они заработали. Такие люди продолжают накапливать богатство. Это не гарантирует им счастье или славу. Что оно точно гарантирует - это опасность.

Зарабатывайте хорошо, но после того, как вы заработали, примите участие в благотворительности - убеждает эта Шукти. "Dadaati cha" - говорит она. Благотворительность (дана) отличается от Саньясы (отказа). Саньяса означает отказ от обладания. Благотворительность означает предложение своей собственности другим с определенной целью в уме. Тот, кто хочет участвовать в благотворительности, должен следовать правилам, составленным для этой цели. Существует не так много правил. Есть одно золотое правило - нужно оказывать благотворительность людям достойным, заслуживающим этого и благородным.

В этом сложном мире как может человек идентифицировать, кто достойный, а кто нет? Более того, благотворительность часто является эмоциональным решением. Никто не любит участвовать в тайной благотворительности. Как правило, человек участвует в благотворительности, когда он охвачен преданностью желанием заслуг (пунья) или из желания славы. В таких эмоционально окрашенных обстоятельствах становится еще труднее для человека, вовлеченного в благотворительность решить, является ли получатель достойным или нет.

Шукти не допускает такой логики. Действия, совершенные под влиянием сильных эмоций не являются благотворительными совсем - утверждает она. Человек должен сначала использовать свое различение в отношении того, кто, когда и что должен получить. Только после такого осведомленного решения человек должен вовлекаться в благотворительность. Благотворительность должна совершаться с умом, неспровоцированным скрытой эмоцией. Только тогда это может называться истинным актом благотворительности, говорит Шукти.

Когда человек одержим чем-то, он теряет чувство различения и становится жертвой обмана. Шукти предостерегает нас от таких ошибок. То, что передается от дарителя получателю под сильным влиянием, не является благотворительностью - отмечает Шукти. Не поддаваться эмоциям, но быть в состоянии различать в процессе благотворительных действий - очень важно.

В Шукти есть интересная фраза 'Vanchita naiva bhagavati'. Слово 'vanchita' означает того, кто обманут. Есть два вида обмана. Один - когда обманывают другие; друго - самообман. До сих пор мы говорили об обмане другими.

Давайте перейдем к самообману. Это чудной вид психического нарушения. Обычно эти люди образованы. Они также чувствительны. Тем не менее, под влиянием некоторых неправильных представлений, они стремятся быть пойманными в сети самообмана. Например, некоторые люди верят, что они очень красивы (или привлекательны) и под влиянием такого несоответствующего представления действуют специфическим образом.

Некоторые люди ссужают деньги как инвестиции другим людям для их бизнеса и думают, что они совершили акт благотворительности, обманывая таким образом сами себя. Некоторые люди дают деньги под проценты. Есть некоторые, которые, хотя сами и не богаты, вовлекаются публично в благотворительность только для того, чтобы заставить других поверить, что они умеют вести дела. Строго говоря, не следует употреблять слово "благотворительность" в этом случае. "Расходы" или "инвестиции" были бы более подходящими словами. Но, увы! Мир называет такие действия словом "благотворительность"! В результате, "вкладчики" также считают, что они выполняют благотворительные действия, попадая в сеть самообмана.

Шукти указывает, что действия, в результате которых человек попадает в такую паутину, никогда не могут быть благотворительными. Благотворительность, выполненная без самообмана и с различением, является истинной благотворительностью. Истинная благотворительность наградит человека истинной славой. Но не только, она поднимет его.

Что имеется в виду под подъемом здесь?

Зарабатывай сегодня, ешь завтра, растрачивай послезавтра, позволь унести ворам то, что остается - вот что обычно происходит. Если все еще что-то остается, оно используется для благотворительности. Так заканчивается судьба наших заработков. Это жизнь для вас. Заработок и траты равны. Баланс равен нулю. Что насчет нашей следующей жизни? Она должна начаться с нуля. Когда мы начинаем с нулевым балансом - это перерождение. Если мы начинаем нашу жизнь с отрицательным балансом - это ухудшение. С другой стороны, если мы начинаем с положительным балансом - это подъем. Приведенная шукти говорит, что если человек вовлекается в благотворительность с различением, он поднимется. То есть, он будет награжден славой и довольством в этой жизни, и лучшим положением последующем рождении. Человек должен практиковать такую благотворительность с различением, говорит шукти.

Пусть Господь Даттатрея благословит вас различением и положением для благотворительности.

Джей Гуру Датта!

Шри Свамиджи

Лекции по Бхагават Гите - 131

(из лекций Пуджа Шри Свамиджи)

Составлено Свами Даттанадой

"Воистину, отказ от обязательных действий не является правильным. Сказано, что такой отказ из-за иллюзии является Тамасическим" (7-XVIII).

Выполнение обязанностей занимает важное место в моральном и духовном развитии человека. Любые обязанности, которые человек должен выполнить, не могут остаться несделанными. У человека есть обязанности по отношению к его родителям, жене, детям, братьям, сестрам, друзьям, соседям и т.д. Сверх того он должен выполнять ежедневные молитвы, обряды и ритуалы для своего морального и духовного роста. Он может получить руководство в Шастрах, так как Господь уже объявил, что Шастры являются авторитетным источником для человека, желающего знать, что должно быть сделано, и что не должно делаться. Не выполнять свои обязанности из-за иллюзии или невежества и проводить время в бездействии является поведением, руководимым тамасом.

"Тот, кто из-за страха физического страдания избегает действия, потому что оно болезненно, осуществляет раджасический отказ и не получит плоды самоотречения" (8- XVIII).

Когда человек отказывается от своих обязанностей из-за того, что они причиняют боль или дискомфорт его телу, это называется раджасическим отказом (отречением). Этот тип отречения не помогает человеку достичь цели своей жизни. Высшая цель отречения - достижение самореализации. А если человек отказывается от практики молитв, джапы, медитации или пранаямы потому, что они неприятны или болезненны для него, то он не может достичь совершенства, так его ум всегда остается блуждающим в объектном мире. Он должен приложить искренние усилия, чтобы очистить свой ум и для этого он не должен отвергать обязанности, чего бы это ни стоило. Если он отказывается от своих обязанностей потому, что они неприятны ему, он должен знать, что игнорирует свою душу ради непостоянного тела. Такой тип отречения не является истинным отречением, так как не помогает личности никаким образом. Таким образом, оно называется раджасическим.

"Если любая обязанность, выполнена потому, что это непременная обязанность, без привязанности и с отказом от результата, такой отказ рассматривается как саттвический" (9-XVIII).

Человек саттвической гуны никогда не отвергает свои непременные обязанности. То, что он отвергает - это привязанность и желание результата своих работ. Человек тамасической гуны игнорирует свои обязанности из-за иллюзии, вызванной невежеством. Человек раджасической гуны отвергает свои обязанности из-за дискомфорта тела. Человек же саттвической гуны выполняет свои обязанности, так как знает, что должен выполнять их любой ценой, потому что это его непременные обязанности. Таким образом, он выполняет их искренне, отказываясь от чувства исполнителя и привязанности к результатам работ, которые он предназначает для процветания всех.

"Человек отречения, наполненный саттвой, мудрый и свободный от сомнений, не испытывает отвращения к неприятной работе и не привязан к приятной работе" (10-XVIII)

Человек саттва гуны свободен от привязанности и антипатии. Он не отвергает действие, если оно болезненно, и не имеет особой симпатии к действию, которое приятно ему. Будет ли обязанность, выпавшая на его долю приятной или неприятной, он выполнят ее исключительно хорошо как служение Богу.

"Действительно невозможно для воплощенного человека полностью отвергать действие. С другой стороны, тот, кто отвергает результаты действий, называется человеком отречения" (11-XVIII)

Человек не может отвергнуть работу полностью, так как его природа не позволяет ему делать это. Но он может отказаться от результатов своей работы для процветания всех и поднять себя к Божественной природе. Таким образом, тьяга означает отказ от результатов работы, но не работу как таковую.

"Три вида результата действия - зло, добро и смешанный - выпадают после смерти на долю того, кто не прибегает к отречению, но никогда на долю отрекшихся" (12-XVIII)

Некоторые люди считают, что вся работа должна быть отвергнута, так как она вызывает зависимость от колеса рождения и смерти. Но Господь говорит, что работа, выполненная без эгоистического желания, в любом случае не может связать исполнителя. Далее он объясняет, что результаты действия могут быть трех видов - зло, добро и смешанные.

Все наши страдания являются результатом наших собственных действий. Тот, кто совершил злые действия, страдает в ответ от невзгод. В высшей степени злые люди могут получить свои будущие рождения в лоне животных или рептилий и будут страдать сильнее. Хорошие дела принесут хорошую реакцию. Те, чьи дела хороши, достигнут небес и будут наслаждаться небесными радостями. Те, кто выполняет смешанные действия - с добром и злом - привязаны к земле и в результате они рождаются снова в человеческом мире, на уровне добра и зла.

Таким образом, это наши действия создают нашу судьбу. Наша современная жизнь определена действиями нашей предыдущей жизни, и наша будущая жизнь будет результатом мыслей и действий нашей теперешней жизни. Но тот, кто отверг результаты своих действий и чувство исполнителя, не будет связан законами, управляющими этим явлением. Они достигнут мокши как результат своего отречения. Так как они отреклись от результатов работ и чувства деятельности для Господа, они называются саньясинами или отрекшимися в этой строфе.

[Домой] [На предыдущую страницу]